ГБОУ "Школа № 53 г. о. Донецк"
Донецк, Донецкая Народная Республика
  • Буллинг и кибербуллинг

         ❗Буллинг - это социально-психологическое явление, свойственное преимущественно организованным коллективам, связанное с преднамеренным систематически повторяющимся агрессивным поведением, включающим неравенство власти или силы

          Виды буллинга:
          Эмоциональное насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает самооценку. В этом случае оружием служит голос (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.)
          Физическое насилие - применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможно нанесение физической травмы (избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек).
          Экономическое насилие предполагает использование денег для контролирования другого лица, от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдает их немедленно. Могут вымогаться завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву могут принуждать к воровству имущества.
         
           Разновидность школьного буллингакибербуллинг- при котором жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства.

          Участники ситуации буллинга:

    • Жертва - человек, который подвергается насилию.
    • Сторонник буллера - человек, находящийся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
    • Зачинщик – буллер - человек, который преследует и запугивает жертву.
    • Наблюдатели - человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств и пр., но соблюдающий нейтралитет.
    • Защитник - человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить ее от агрессии.

         Причины буллинга

    Удовольствие от буллинга, способ найти хоть какой-то смысл: буллинг часто возникает на фоне потери смысла, от скуки, от общей дезориентации в ценностях и правилах:

    • - «Зачем вообще ходить в школу?»;
    • - жажда власти, самоутверждение за счет унижения другого;
    • - собственные неудачи и поиск козлов отпущения, месть;
    • - понимание дружбы как отталкивание, выживание других;
    • - желание заставить страдать других, поскольку сам ( буллер ) пострадал от несправедливости;
    • - отсутствие психологических структур (знаний, навыков), необходимых для конструктивного разрешения конфликтов;
    • - враждебность, расизм, зависть;
    • - садизм акцентуированных и дисгармонично развивающихся личностей.

    При обнаружении буллинга произвести следующие действия:

    • Немедленно прекратить!!!

    Система профилактики делится на:

    • Первичная профилактика - комплексное воздействие на непосредственно вовлеченных в ситуацию буллинга и ближайшее окружение: просветительская деятельность, диагностический и тренинговый блоки.
    • Вторичная профилактика – оказание медико-психолого-педагогической помощи пострадавшим от насилия, предупреждение суицидальных попыток и повторения.

    В случае определения ситуации буллинга и его последствий необходим сбор соответствующей информации и проведение клинико - психологического обследования.Сбор информации проводится по следующим направлениям:

    • - от самого пострадавшего;
    • - от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.Непосредственно в амбулаторных детских поликлинических учреждениях помощь детям, пострадавшим от буллинга, должна быть организована сотрудниками отделений медико-социальной помощи.

    Профилактика буллинга.

         Необходимо знать, если проявления буллинга вовремя не пресекаются, то со временем они становятся все более опасными.
         Одномоментно и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно. Ключевые слова, раскрывающие сущность профилактики буллинга: предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль. Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения.
         Основная цель профилактических мероприятий направлена на то, чтобы, помочь ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией. И несколько советов для родителей:
         Что делать если вы узнали, что ваш ребенок стал жертвой буллинга?Действовать нужно, и начать следует вот с чего:

    1. Нужно усвоить для себя, что травля это травля, и ответствен за неё не ребёнок, каким бы «нестандартным» он ни был.
    2. Объяснить это ребёнку. Он должен знать, что его вины в том, что он стал жертвой буллинга нет. Проблема, вероятно, есть, но вины нет и быть не может.
    3. Найдите взаимопонимание с педагогами.
    4. Педагог должен сказать ребятам, что то, чем они занимаются травля, и это недопустимое поведение. Вопрос должен ставиться не в форме «Представляете, как ему плохо?», а только: «Как вам было бы на его месте? Что чувствовали бы вы?». Иногда, если видно, что изменить к лучшему ситуацию в группе не в ваших силах, единственным правильным решением будет перевести ребёнка.
    5. Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Стереотип сложился - любой поступок предсказуем. Но если он на стандартные обстоятельства отреагирует неожиданным образом, то, возможно, ему удастся не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению стереотипа (пусть он сделает то, чего от него совсем не ожидают).
    6. Обеспечьте ребенку все, что позволит ему соответствовать требованиям учебного заведения.
    7. Обязательно предупредите преподавателей о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.).
    8. Не следует приходить в учебное заведение и лично разбираться с обидчиками своего ребенка, следует поставить в известность классного руководителя, попросить его разобраться.

         Профилактика кибербуллинга.

          Если ребенок стал жертвой кибербуллинга:

    1. Сохранять спокойствие. Главная задача - эмоциональная поддержка.
    2. Отправьте обидчика в черный список или смените электронный адрес или страницу в социальной сети вашего ребенка.
    3. Если вы смогли обнаружить, кто именно был источником угроз, сообщите об этом родителям агрессора или администрации школы, в которой он учиться.
    4. Сохранить свидетельства этого события. Сделать копии полученных сообщений. В случае повторения угроз - обращайтесь в органы правопорядка.Как отслеживать деятельность ребенка в интернете

         ЕСЛИ «МИРНЫЙ СПОСОБ» НЕ ПРИНОСИТ РЕЗУЛЬТАТОВ
    Увы, это не исключено, потому что администрация школы часто консервативна, не хочет выносить сор из избы, разбираться, и вообще не видит причин для исправления ситуации. Значит пришла пора действовать официально.

    1. Основное — оформление заявления.

    В нем требуется описать ситуацию максимально подробно и потребовать, чтобы конфликт разрешился с максимально положительным для ребенка результатом.

    Если несколько детей (или весь класс) подвергаются травле, желательно составить коллективное обращение, с подписями всех родителей. Если имеются доказательства (фото, справки, записи, видео, и так далее), их можно и нужно приложить.

         ВАЖНО!

    Заявление нужно составлять в двух экземплярах: один передается директору, второй остается у родителей (его должны официально зарегистрировать, поставить дату, подпись и печать, если она есть).

    Ответить вам должны в течение 30 дней после подачи заявления. Директор должен разобраться в ситуации и привлечь к ответственности сотрудников (если в конфликте задействован учитель) или принять меры к ученикам, их родителям (если травят дети).

    Администрация школы несет ответственность за вред, причиненный ученикам в стенах учебного заведения.

    Помните: не отвечать на обращение родителей теоретически они не имеют права.

    2. Если результата нет.

    Если ваше заявление игнорируют или ответ вас не устраивает, необходимо обращаться в более высокие инстанции — комиссию по делам несовершеннолетних управы района, инспектору по делам несовершеннолетних, в Департамент образования и, наконец, в прокуратуру.

    Дело может дойти даже до суда. Но, как правило, школы стараются до такого не доводить и стремятся решить ситуацию в своем кругу, особенно если видят, что родители готовы далеко зайти в защите своего ребенка.

         НА КАКИЕ ЗАКОНЫ МОЖНО ОПИРАТЬСЯ
    Права человека, в том числе права ребенка в школе, затрагиваются во многих документах. А вот использование тех или других зачастую зависит от ситуации. Вот на что можно ссылаться:

    1. Ст. 21 Конституции РФ.

    В ней указывается, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

    2. Ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

    В ней закреплено, что педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

    3.Устав общеобразовательного учреждения.

    Читайте внимательно: в нем зафиксированы основные правила, по которым школа живет. В нем почти наверняка есть пункты, касающиеся чести и достоинства учеников и учителей. Родители имеют право ознакомиться с уставом школы (а также участвовать в его составлении и корректировке), поэтому есть возможность уточнить конкретные формулировки.

    4. Пункт 1 ст. 152 Гражданского Кодекса РФ.

    В нем говорится, что «Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина».

    То есть вы вправе требовать по суду опровержения обнародованных порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений. Оскорбления и унижения могут подпадать под эти пункты.

    5. Другие документы могут применяться ситуативно.

    Например, если учитель не позволяет детям отлучиться по уважительной причине на уроке или не отпускает на перемену, это может трактоваться как нарушение санитарных норм и правил, которое негативно влияет на здоровье детей, как физическое, так и психологическое.

    Учитель отвечает за свои действия сам.

    Ученики до 16 лет, как правило, не могут быть привлечены к административной ответственности, но за них несут ответственность родители (опекуны).

         КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ НАКАЗАНИЕ ДЛЯ ВИНОВНИКА
    Оскорбление, унижение могут привести к штрафу в размере 3000 — 5000 рублей (ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ).

    Оскорбление, унижение, совершенные публично (в том числе, в интернете), - штрафу 5000 — 10000 рублей.

    Доведение до самоубийства несовершеннолетнего (к сожалению, могут быть и такие ситуации) уже влечет уголовную ответственность — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет (ст. 110 УК РФ).

    К сожалению, можно наткнуться на отрицание факта нанесенного вреда. Это могут делать учителя, администрация, другие родители. Поэтому важно собирать доказательства и не упускать даже самые мелкие нюансы.

    Поговорите со специалистами и вам обязательно помогут.

    Единый общероссийский телефон доверия: 8 800 2000 122

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie